Музей фарфора
Музей фарфора в Толбухино посвящен истории фарфоровой посуды вообще и её русской истории в частности. Коллекция насчитывает сотни экспонатов: от средневековых до современных. Здесь представлены изделия из Китая, Европы и России.
История фарфоровой посуды
Для англоязычного населения Земли фарфор и Китай — близнецы-братья, их обозначает одно и тоже слово “china”. Фарфоровая посуда была известна в Китае ещё в VI веке. То есть за тысячу лет до того, как она стала производиться в Европе. Долгое время наряду с производством шёлка фарфор оставался одной из самых запретных и желанных для западных владык загадок Востока. Попытка её разгадать сродни настоящему детективу, ибо дерзнувшего на это в Китае ждал один приговор — смерть.
Китайская фарфоровая посуда
Миссионер патер Д. Антреколл посетил в XVII в. Китай с единственной и специальной целью – выведать секреты фарфорового производства. Однако он сумел добыть лишь самые элементарные сведения, которые никак не могли послужить основой для постановки нового производства.
Россия тоже не отставала в сей шпионской деятельности. За большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, который выдал “секрет” фарфора сибирскому промышленнику Курсину. Однако ушлый и хитрый китаец видимо всё же чего-то недоговорил нашему соотечественнику. В итоге фарфоровая посуда так и не далась Курсину, хотя тот упорно проводил опыты по её изготовлению.
Сколько таких примеров скрывается за слоем прошедших лет, мы можем только догадываться. Секрет в конце концов по-видимому выведали, вот только имя героя и поныне осталось неизвестным.
Изобретение европейского фарфора
В конце XVII века физик и математик граф Чирнхауз занимался решением двух задач. Во-первых, искал в Саксонии подходящее для фарфора сырье. Во-вторых, подбирал огнеупорный материал печей для обжига. Далее в 1704 году власти поручили ему научный надзор за разработками некоего молодого Бётгера, которого удерживали под стражей в городе Мейсене. Совместные старания опытного ученого и способного юного практика века дали нужный результат. Ими был найден состав твердой фарфоровой массы. Она и стала потом основой для знаменитого мейсенского фарфора.
В 1708 году Бётгер основал керамическую мануфактуру, на которой и продолжал свои практические эксперименты. Уже на следующий год новатор добился желаемого. Он употребил для глазури то же сырье, что и на черепок. То есть добился абсолютного слияния черепка и глазури.
Полученные результаты затем проверила компетентная комиссия и сделала положительное заключение по существу открытия Бётгера. В январе 1710 года в мейсенской крепости Альбрехтсбург была пущена первая мануфактура для выработки твердого фарфора. Бётгер руководил ею до своей смерти в 1719 году. Так и появилась европейская фарфоровая посуда.
Благодаря редким качествам фарфора, однажды нанесенные на него кистью краски не тускнеют, их палитра не стирается временем. Наш Музей фарфора красивую демонстрирует тарелку (она выше), на которой изображена картина “Продавщицы фруктов” великого испанского художника Мурильо. Удивительно, но перенесенное на фарфоровую плоскость, изображение сохранило воздушный стиль с нежными контурами, красками мягких тонов и золотой дымкой, что так присуще кисти этого замечательного мастера.
Тема детей вообще присуща творчеству Бартоломео Эстебана Мурильо. Правда, в ней имел место значительный перерыв. Однако затем художник Кстати, это произведение Мурильо написал как раз тогда, когда вновь вернулся к “детскому жанру”. В “новый” период мастер делает множество “зарисовок” из жизни севильских детей и подростков. Таких, как “Едоки паштета”, “Два крестьянских мальчика и негритенок”, “Игроки в кости”. Все эти картины сейчас выставляются в ведущих мировых коллекциях.
А эта тарелка – яркий образец фарфоровых изделий в сине-белых тонах, созданных в городе Делфт (Нидерланды). Сейчас такой фарфор является одним из символов этого старинного города.
Возникновение массового гончарного производства здесь относится к XVII веку. Тогда Делфт переживал «Золотой век», связанный с подъёмом морской торговли. В городе находилась одна из шести контор Голландской Ост-Индской компании. С её кораблями однажды и пришла в страну дальневосточная сине-белая, а также полихромная фарфоровая посуда.
Именно с тех пор делфтские мастера начали успешно имитировать эти привозные изделия. Стараниями голландцев сине-белый “китайский” фарфор впоследствии стал очень популярен в Европе. Тем более что помимо китайских рисунков, местные умельцы в этой же манере принялись рисовать на тарелках традиционные голландские пейзажи, библейские сюжеты и даже цветочные композиции. Изначальное китайское авторство как-то забылось. И теперь сине-белая фарфоровая посуда ассоциируются исключительно с делфтской школой.
Музей фарфора в Толбухино
Музей фарфора в селе Толбухино имеет богатую коллекцию. Её основу главным образом составляет столовая фарфоровая посуда разных стран и эпох, что даёт возможность наглядно проследить путь развития производства фарфора в целом.
Основу собрания музея составляет фарфоровая посуда таких российских заводов, как Ленинградский фарфоровый завод, Дмитровский, Дулевский, Гжельский, «Первомайский», Конаковский и других предприятий. Безусловно, достойное место в экспозиции занимает знаменитая «кузнецовская» фарфоровая посуда.
Прежде всего, внимание посетителей музея привлекает витрина китайского фарфора, приносящего в окружающий мир настроение лёгкости, радости и красоты. Здесь есть очень любопытные и ценные изделия.
Получив своё второе рождение в Европе в XVIII веке, фарфоровая посуда будто специально была создана для стиля рококо. Стиль этот появился в искусстве именно тогда. Он воплотил в себе галантность и беззаботность светской жизни. Наивысшего расцвета стиль рококо достиг во Франции в эпоху Людовика XV и его блистательной фаворитки мадам Помпадур. Посему принято считать названный стиль сугубо французским продуктом.
Однако рококо — явление далеко не локальное. В том или ином виде оно нашло свое место и в культуре других стран. Правда, рококо не было там явлением доминирующим. А вот во Франции зрелое рококо стало визитной карточкой правления и даже получило особое название — стиль Людовика XV.
Яркий пример рококо – изумительная французская тарелка, с изображением картины Франсуа Буше «Четыре периода. Весна».
Фарфор XVIII–XIX веков – это дорогостоящее искусство для избранных. И заветная мечта для многих. Английский, голландский и португальский фарфор в экспозиции нашего Музея – тому яркое подтверждение. Однако среди экспонатов музея есть и весьма своеобразные образчики. Например, кувшин, из которого не попьешь, если не знаешь законов физики.
Ну, а как без юмора?!
Шутить над гостями на застольях любили с давних времен. То запекали птиц и карликов в пирогах (ох, уж, эти европейские нравы!). То засыпали лепестками роз до потери сознания, а то и ставили на стол вот такие кувшины, с которых, на первый взгляд, просто невозможно напиться.
В верхней части такого кувшина или большой чашки специально делались крупные отверстия. И начиналась игра “напейся не облейся”. “Дырявые” кувшины пользовались огромной популярностью особенно в XVII-XVIII веках.
На самом деле, это не простой сосуд, а с секретом. Ручка веселого кувшина делалась полой внутри, а в верхней части находилось небольшое незаметное отверстие. Чтобы попить из такого кувшина, нужно заткнуть пальцем это отверстие. И затем, не наклоняя сосуд, втягивать в себя воздух, прижавшись губами к носику или к одному из отверстий на горлышке. Постепенно жидкость начнет подниматься по ручке и по верхнему краю доберется до носика, а затем в рот.
Интересные образцы фарфора гости также могут увидеть в Музее чаепития. А заодно отведать в его гостиной ароматный и полезный Иван-чай!
Свяжитесь с нами прямо сейчас
Культурно-просветительская общественная организация «Село Толбухино – наша история» занимается организацией экскурсий по старинному селу Давыдково (Толбухино), его музеям, а также отдыхом для всей семьи.
Александр Григорьевич Лизунов – руководитель организации
Анастасия Леонидовна Кравченко – зам. руководителя административной группы
Ольга Кирилловна Байдарова – старший экскурсовод
Закажите экскурсию по селу Толбухино