Гравюра как самостоятельное произведение искусства
Гравюра представляет собой печатный оттиск для печати на бумаге или другой поверхности. Если говорить простыми словами, не особо углубляясь в сложные термины, то гравюра это металлическая доска или плоскость из другого материала, на которой художником вырезан определенный рисунок. И который можно затем перенести на бумагу, полотно или другой материал.
Первое упоминание о гравюре относится к VI веку н.э. в Китае. Тогда это была техника создания печатей, клейм и оттисков больше не художественного, но прикладного значения. Хотя нельзя сказать, что та древняя гравюра не отличалась особой красотой и изяществом. В Европе гравюра появилась в XV веке (первый оттиск с гравюры был сделан в Германии в 1423 году). Изначально доски с рельефным оттиском использовались для печатания игральных карт, затем книг, документов, географических карт, технических рисунков. этой техникой заинтересовались и художники. В России гравюра и первые гравёры появились в 1464 году.
Музей гравюры в с. Толбухино знакомит гостей с уникальными произведениями печатной и оригинальной западноевропейской графики 18-19 вв. Коллекция представлена работами итальянской, нидерландской, фламандской, немецкой, французской, английской школ. Включая итальянского мастера Пьетро Беттелини и французского гравера Луи Мишель Хальбу, работы которых представлены в коллекциях практически всех мировых музеев.
Музей гравюры в Толбухино представляет
Гравюра «Святое семейство со Святой Анной» фламандского гравера и художника Паулюса Понтия, одного из ведущих граверов, связанного с мастерской Питера Рубенса.
Понтий стал одним из ведущих граверов первого поколения, которые делали репродукции работ Рубенса. Понтий смог выработать в начале своей карьеры личный стиль, который характеризуется точным рисунком, идеально передающим оригинальную картину. Он был мастером в очень тонкой манере передавать эффекты света и цвета. После смерти Рубенса, Понтус работал с другими ведущими художниками Антверпена. Такими как Энтони ван Дейк и Якоб Йорданс.
Понтий также работал по мотивам работ учеников или подражателей Рубенса. Его можно считать одним из главных граверов работ ван Дейка. Всего Понтий выпустил 42 пластинки по произведениям Рубенса. Поскольку некоторые из этих работ были портретами правителей испанских Нидерландов, таких как король и королева Испании, губернаторы и министры испанских Нидерландов, то Понтия принято считать гравером портретов.
Святая Цецилия, гравюра на дереве (ксилография), вырезана по картине «Святая Цецилия» великого итальянского художника Рафаэля Санти (Рафаэлло Санти) (1483 — 1520) . Гравюра была напечатана 3 апреля 1803 г., в издательстве знаменитого немецкого издателя Иоганна Якоба Вебера, Лейпциг, Германия.
Святая Цецилия в католической церкви с XVI века является покровительницей церковной музыки. С XIV века изображается обычно с небольшим органом (позитивом) в руках.
Играя на органе, святая Цецилия услышала капеллу ангелов. Она была столь прекрасна, что девушка впала в экстаз. Она не могла оторвать глаз от неба. Ее руки опустились, и трубки органа посыпались к её ногам. А там уже лежат другие инструменты. Разбитые, сломанные. В них нет никакого смысла, когда звучит небесная музыка. Так Рафаэль подчеркнул неоспоримое превосходство музыки хоровой, церковной над музыкой земной и праздной.
Удивительно, но факт – наш Музей гравюры имеет в коллекции значительное количество работ, написанных с произведений великого итальянского художника Рафаэля Санти. Они в полной мере позволяют раскрыть образ Богоматери в западноевропейских гравюрах 17-19 веков.
Перед вами замечательная работа итальянского мастера гравюрного искусства Пьетро Беттелини – «Мадонна с канделябрами».
Майкл Брайен, публикуя в 1816 г. свой «Словарь художников и граверов», писал в статье о Беттелини, что ради такого художника, чьи работы, несомненно, будут лишь возрастать в оценке, он готов нарушить правило о не включении в словарь здравствующих авторов.
Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США). Это картина, имеющая форму “тондо“. Она создана в мастерской итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти в Риме в период между 1513—1514 годами. Считается работой Рафаэля и его помощников. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом и два ангела. Канделябры по бокам — редкий мотив, который отсылает к древнеримским мотивам и является символическим представлением Христа и Марии как царя и царицы небес.
Характер светотени и мягкая цветовая гамма придают персонажам мягкие и деликатные черты.
С картин Рафаэля делалось больше репродукций, чем с произведений какого-либо другого художника. Многие из гравюр, созданных с картин великого итальянца, также представляет Музей гравюры в своей экспозиции. Тому подтверждение далее.