Музей Петра Великого – первого русского императора
2 ноября 1721 года Петр I принял титул Петра Великого, отца Отечества, императора Всероссийского. Отныне Россия стала империей, что явилось свидетельством ее новой роли на международной арене. Сразу же новый титул русского царя признали Пруссия и Голландия, еще через два года – Швеция, а в последующие годы и другие страны (подробнее здесь).
В изобразительном искусстве, личность Петра 1 – образ реформатора, завоевателя, сильного и могущественного, идеального правителя. Затем, это мудрый полководец, смелый воин – победитель, герой Полтавской битвы. И ещё одна форма, самая неожиданная и трогательная – это просто человек, незаурядный, но такой же, как и мы. Сегодня, благодаря трудоёмкой работе деятелей искусства прошлых веков, потомки Петра Алексеевича знакомы с внешностью великого русского императора.
Центральное место в экспозиции “Музей Петра I” занимает гравюра работы Якоба Хубракена «Портрет императора Петра Первого». Лист выполнен в технике резцовой гравюры. Пётр изображён по пояс в 3/4, в латах и Андреевской ленте. Внизу два клейма – одно с видом морской баталии, другое с планом Санкт-Петербурга. Гравюра выполнена по портрету Петра, написанному в Гааге в марте 1717 года Карелом де Моором — голландским художником, одним из лучших мастеров портретной живописи лейденской школы. Пётр I был очень доволен портретом и желал, чтобы с него были сделаны гравюры, гобелены и миниатюры.
Музей Петра Первого и его артефакты
Толбухинский Музей Петра Первого располагает экспонатами, которые могли бы украсить и более “солидные” музейные экспозиции.
Во время визита Петра I в Париж, состоялась его аудиенция с тогда еще малолетним Людовиком XV. Легко взбежав по ступенькам подиума, где ожидал король, Петр взял того на руки и высоко поднял над головой. С учетом двухметрового роста русского гостя и его вытянутых вверх рук, высота получилась по истине головокружительной. Вдобавок Петр воскликнул: «Вся Франция в руках у России». Гравюра, размещенная здесь на комоде работы французских мастеров XVIII, как раз запечатлела эту “не стандартную” аудиенцию.
Очень любопытен и другой экспонат, который располагает Музей Петра I. Это бронзовый бюст Петра Алексеевича из «Галереи бронзовых бюстов всех российских великих князей, царей и императоров» авторства Феликса Шопена. Он родился во Франции в 1813 году в семье парижского литейщика Жюльена Шопена. Люстры, литья Ф. Шопена, освещают зал в Большом Кремлёвском дворце Московского Кремля. Интересно, что Ф. Шопен организовал работу своей фабрики рядом с Императорским фарфоровым заводом Санкт-Петербурга.
В основном, он сотрудничал с Евгением Лансере, но также создавал бронзу по моделям Аартемия Обера, Марка Антокольского, Михаила Микешина, Андрея Гуна и некоторых других скульпторов и художников. Умер во Франции в 1892 году. В историю искусства Феликс Шопен вошел как автор “Галереи бронзовых бюстов всех российских великих князей, царей и императоров”.
Коллекция оружия
Музей Петра I в Толбухино владеет образцами оружия петровских времен. И это не случайно. Ведь первый русский император уделял огромное значение реформированию и перевооружению русской армии. Оно продолжалось на фоне Северной войны со Швецией в период 1700-1721 г. г. Так, в 1712 г. по указу Петра I в Туле развернулось строительство первого государственного оружейного завода. Он на протяжении XVIII-XIX веков играл решающую роль в снабжении армии и флота России стрелковым оружием.
Петровские военные реформы во многом помогли русской армии выиграть битву Полтавское сражение – ключевую битву в войне со шведами. В частности, тяжелые крупнокалиберные мушкеты сменили более легкие и удобные в обращении ружья.
Музей Петра I предлагает вниманию гостей аутентичный мушкетон времен Петра, которым вооружались драгуны.
Еще один раритет, который представляет Музей Петра I – шамшир. Эта персидская сабля появилась примерно в конце XV века. И сразу же захватила весь индо-персидский и арабский мир. Шамшир стал настолько «мусульманским» оружием, что многие его воспринимают как символ веры. Даже схожесть форм с полумесяцем имеется. Такую сабельку хотел иметь каждый уважающий себя воин. Особенно всадник, так как шамшир раскрывал все свои достоинства именно в кавалерии.
Его конструкция полностью подчинена суровой военной целесообразности. Поэтому в музейных собраниях почти не встречаются богато украшенные экземпляры.
Шамшир более 300 лет оставался на вооружении восточной кавалерии. В XVI-XVIII вв. его широко использовали турецкие акынджи. Этим оружием рубились с конницей Наполеона египетские мамелюки, сражались против английских колонизаторов восставшие индийские сипаи. И даже в начале XX в. его ещё применяли туркестанские басмачи в боях с частями Красной Армии.
Произведения искусства
Музей Петра Первого располагает завидной коллекцией французских гравюр. Среди них – “Благоприятное вдохновение” (Франция, Париж, ок. 1780 г.). Эта
резцовая гравюра на меди выполнена по работе самого известного и влиятельного из французских художников эпохи рококо Жана Оноре Фрагонара ( 1732-1806). Автор – талантливый французский рисовальщик и гравер Луи Мишель Хальбу (1730-1809), работы которого представлены в коллекциях практически всех мировых музеев.
Изображенный на гравюре сюжет – аристократичная молодая дама, вдохновляемая к написанию письма своему возлюбленному Купидоном. Тот что-то нашептывает ей на ухо. Сюжет свеж и естественен в передаче полнокровности земных чувств и, в то же время, изящен, поэтичен и декоративен. Он в полной мере отражает романтический настрой, охвативший Францию перед революцией 1789 г.
Любопытная и другая работа, которой обладает Музей Петра Великого – “Мадонна с младенцем и со святым Иоаном Крестителем” (Дата гравировки 1866-1872 г. г.).
Гравюра знакомит нас с одноименной картиной Ботичелли из коллекции Лувра. Живописец написал её между 70-ми-85-м годами XV века в период расцвета своего творчества. В то время он работал при дворе могущественного семейства Медичи.