Музей Петра I

Музей Петра Великого в Толбухино (Давыдково) расскажет посетителям о жизни россиян в далеком XVII веке и посещениях села российским императором. А также об отечественной истории того сложного периода в целом.

Музей Петра Великого — первого русского императора

2 ноября 1721 года Петр I принял титул Петра Великого, отца Отечества, императора Всероссийского. Отныне Россия стала империей, что явилось свидетельством ее новой роли на международной арене. Сразу же новый титул русского царя признали Пруссия и Голландия, еще через два года — Швеция, а в последующие годы и другие страны (подробнее здесь).

В изобразительном искусстве, личность Петра 1 — образ реформатора, завоевателя, сильного и могущественного, идеального правителя. Затем, это мудрый полководец, смелый воин — победитель, герой Полтавской битвы. И ещё одна форма, самая неожиданная и трогательная — это просто человек, незаурядный, но такой же, как и мы. Сегодня, благодаря трудоёмкой работе деятелей искусства прошлых веков, потомки Петра Алексеевича знакомы с внешностью великого русского императора.

Центральное место в экспозиции «Музей Петра I» занимает гравюра работы Якоба Хубракена «Портрет императора Петра Первого». Лист выполнен в технике резцовой гравюры. Пётр изображён по пояс в 3/4, в латах и Андреевской ленте. Внизу два клейма – одно с видом морской баталии, другое с планом Санкт-Петербурга. Гравюра выполнена по портрету Петра, написанному в Гааге в марте 1717 года Карелом де Моором — голландским художником, одним из лучших мастеров портретной живописи лейденской школы. Пётр I был очень доволен портретом и желал, чтобы с него были сделаны гравюры, гобелены и миниатюры.

Музей Петра в Толбухино

Российская историография считает Петр I одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в 18 веке. При этом единства в оценке деятельности Петра в исторической науке нет,. Однако преобладает точка зрения, согласно которой именно реформы Петра I расчистили путь для более интенсивного экономического и культурного развития страны.

Свои реформы император проводил жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, Петр I добился признания за Россией странами Западной Европы авторитета великой державы.

Выполнение большинства своих новаций он контролировал лично. Оттого часто отъезжал в Архангельск, где быстрыми темпами строился военный флот России. По дороге он неоднократно останавливался в царском селе Давыдково (Толбухино) (подробнее здесь), где с удовольствием охотился и отдыхал. Потому историки и коллекционеры из Санкт-Петербурга посоветовали открыть музей Петра Первого в селе Толбухино.

В конце XVII — начале XVIII века, по сведениям П. А. Критского, «в Давыдкове проездом в Архангельск останавливался Петр Великий, который подарил в Воскресенскую церковь напрестольный крест с частицами мощей. Крест этот хранился в церкви, как святыня». А по некоторым сведениям Петр I бывал в Давыдкове не раз.

«Старики помнили легенду о посещении Давыдкова Петром I. Царь останавливался здесь и ночевал, а на озере охотился на уток и посетил Воскресенскую церковь, где стоял во время службы и был благословлен священником. Царь за теплый прием отблагодарил давыдковцев, подарив церкви икону (напрестольный крест). По сказу стариков, дорога на Архангельск проходила тогда через Давыдково на село Ново и далее. Якобы около села на дороге стоял камень, где специалист из свиты царя высек надпись, что здесь такого-то года и числа государь Всея Руси Петр I останавливался и принимал пищу. Где находится сей камень теперь неизвестно, но близ села Ново и д. Пограево рассказывали аналогичный сказ».

( Из книги «История села Давыдково». Автор — А. Б. Привалов).

Музей Петра Первого и его артефакты

Музей Петра Первого

Толбухинский Музей Петра Первого располагает экспонатами, которые могли бы украсить и более «солидные» музейные экспозиции.

Во время визита Петра I в Париж, состоялась его аудиенция с тогда еще малолетним Людовиком XV. Легко взбежав по ступенькам подиума, где ожидал король, Петр взял того на руки и высоко поднял над головой. С учетом двухметрового роста русского гостя и его вытянутых вверх рук, высота получилась по истине головокружительной. Вдобавок Петр воскликнул: «Вся Франция в руках у России». Гравюра, размещенная здесь на комоде работы французских мастеров XVIII, как раз запечатлела эту «не стандартную» аудиенцию.

Очень любопытен и другой экспонат, который располагает Музей Петра I. Это бронзовый бюст Петра Алексеевича из «Галереи бронзовых бюстов всех российских великих князей, царей и императоров» авторства Феликса Шопена. Он родился во Франции в 1813 году в семье парижского литейщика Жюльена Шопена. Люстры, литья Ф. Шопена, освещают зал в Большом Кремлёвском дворце Московского Кремля. Интересно, что Ф. Шопен организовал работу своей фабрики рядом с Императорским фарфоровым заводом Санкт-Петербурга.

В основном, он сотрудничал с Евгением Лансере, но также создавал бронзу по моделям Аартемия Обера, Марка Антокольского, Михаила Микешина, Андрея Гуна и некоторых других скульпторов и художников. Умер во Франции в 1892 году. В историю искусства Феликс Шопен вошел как автор «Галереи бронзовых бюстов всех российских великих князей, царей и императоров».

Феликс Шопен разнообразил свою продукцию новыми произведениями, внедряя наряду с западноевропейскими моделями тематику «национального» направления. Результатом первой попытки Шопена работать на «русские» темы стала «Галерея бронзовых бюстов всех российских великих князей, царей и императоров». Она готовилась к выставке 1849 года. Первоначально были выпущены 63 бюста российских властителей от Рюрика до Павла I в натуральную величину. И вся галерея получила … отрицательную (!) оценку со стороны Императорского Двора.

В 1860-х — 70-х годах, когда повысился интерес к отечественной истории, вся серия была повторена Шопеном в меньших размерах. Теперь она имела куда больший успех. Как раз подлинник бюста первого русского императора из этой, второй, серии и представляет гостям Музей Петра I в Толбухино.

Выпуск «Галереи бронзовых бюстов всех Российских великих князей, царей и императоров» Феликс Шопен посвятил Александру II, который и стал первым подписчиком. Художественным же источником создания бюстов князей и царей явилась «Большая государева книга или Корень российских государей», известная также как «Царский титулярник». Это была созданная в 1762 году рукопись, богато иллюстрированная портретами русских монархов и гербами русских земель.

Бюсты российских императоров Галереи были выполнены по моделям известных скульпторов. Точный тираж бюстов Галереи неизвестен. В настоящее время вся Галерея скульптурных бюстов хранится в собраниях Музея истории Санкт-Петербурга и в Музее-заповеднике «Царицыно».

Коллекция оружия

Музей Петра I в Толбухино владеет образцами оружия петровских времен. И это не случайно. Ведь первый русский император уделял огромное значение реформированию и перевооружению русской армии. Оно продолжалось на фоне Северной войны со Швецией в период 1700-1721 г. г. Так, в 1712 г. по указу Петра I в Туле развернулось строительство первого государственного оружейного завода. Он на протяжении XVIII-XIX веков играл решающую роль в снабжении армии и флота России стрелковым оружием.

Петровские военные реформы во многом помогли русской армии выиграть битву Полтавское сражение — ключевую битву в войне со шведами. В частности, тяжелые крупнокалиберные мушкеты сменили более легкие и удобные в обращении ружья.
Музей Петра I предлагает вниманию гостей аутентичный мушкетон времен Петра, которым вооружались драгуны.

Французский мушкетон
Шамшир

Еще один раритет, который представляет Музей Петра I — шамшир. Эта персидская сабля появилась примерно в конце XV века. И сразу же захватила весь индо-персидский и арабский мир. Шамшир стал настолько «мусульманским» оружием, что многие его воспринимают как символ веры. Даже схожесть форм с полумесяцем имеется. Такую сабельку хотел иметь каждый уважающий себя воин. Особенно всадник, так как шамшир раскрывал все свои достоинства именно в кавалерии.
Его конструкция полностью подчинена суровой военной целесообразности. Поэтому в музейных собраниях почти не встречаются богато украшенные экземпляры.

Шамшир более 300 лет оставался на вооружении восточной кавалерии. В XVI-XVIII вв. его широко использовали турецкие акынджи. Этим оружием рубились с конницей Наполеона египетские мамелюки, сражались против английских колонизаторов восставшие индийские сипаи. И даже в начале XX в. его ещё применяли туркестанские басмачи в боях с частями Красной Армии.

Произведения искусства

Музей Петра Великого

Музей Петра Первого располагает завидной коллекцией французских гравюр. Среди них — «Благоприятное вдохновение» (Франция, Париж, ок. 1780 г.). Эта
резцовая гравюра на меди выполнена по работе самого известного и влиятельного из французских художников эпохи рококо Жана Оноре Фрагонара ( 1732-1806). Автор — талантливый французский рисовальщик и гравер Луи Мишель Хальбу (1730-1809), работы которого представлены в коллекциях практически всех мировых музеев.

Изображенный на гравюре сюжет — аристократичная молодая дама, вдохновляемая к написанию письма своему возлюбленному Купидоном. Тот что-то нашептывает ей на ухо. Сюжет свеж и естественен в передаче полнокровности земных чувств и, в то же время, изящен, поэтичен и декоративен. Он в полной мере отражает романтический настрой, охвативший Францию перед революцией 1789 г.

Любопытная и другая работа, которой обладает Музей Петра Великого — «Мадонна с младенцем и со святым Иоаном Крестителем» (Дата гравировки 1866-1872 г. г.).
Гравюра знакомит нас с одноименной картиной Ботичелли из коллекции Лувра. Живописец написал её между 70-ми-85-м годами XV века в период расцвета своего творчества. В то время он работал при дворе могущественного семейства Медичи.

Музей Петра Первого в с. Толбухино

Свяжитесь с нами прямо сейчас

Культурно-просветительская общественная организация «Село Толбухино — наша история» занимается организацией экскурсий по старинному селу Давыдково (Толбухино), его музеям, а также отдыхом для всей семьи.

Александр Григорьевич Лизунов — руководитель организации

Анастасия Леонидовна Кравченко — зам. руководителя административной группы

Ольга Кирилловна Байдарова — старший экскурсовод

Закажите экскурсию по селу Толбухино

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.