Музей истории Давыдково

Музей истории Давыдково (Толбухино) рассказывает посетителям о жизни и быте селян в XVIII – XX в. в. Здесь вы узнаете о местных ремесленниках и купцах, крестьянах и мещанах. Всех тех, кто жил и трудился в самом сердце земли русской.

Первое письменное свидетельство существования села Давыдково датировано 1578 годом. Именно тогда о нём упоминал в своей грамоте царь Иван Васильевич IV Грозный (подробнее здесь). Следующий документ относится уже к XVII веку. Это челобитная помещика Викентьева от 26 мая 1653г. царю Алексею Михайловичу с жалобой на крестьян села Давыдково, напавших на его вотчинную деревню. То был период смут и бунтарства, которые не обошли стороной и здешние места. В жалобе был названи конкретный инициатор нападения: “твоего государева дворцового села Давыдкова крестьянин разбойник и зажигальщик Ивашко Серой”. Злодей был пойман и под пыткой выдал всех своих сообщников. Во время нападения тати сожгли избу с крестьянской семьей, отобрали лошадей, коров, овец. А также иное имущество, чем нанесли помещику ущерб, по его словам, на 765 с половиной рублей.

Музей истории Давыдково 03

Крестьянский бунт на Руси

Музей истории Давыдково расскажет гостям о том, что в конце XVII – начале XVIII века, по сведениям краеведа П. А. Критского, «в Давыдкове проездом в Архангельск останавливался Петр Великий, который подарил в Воскресенскую церковь напрестольный крест с частицами мощей. Крест этот хранился в церкви, как святыня». Также по некоторым сведениям Петр I бывал в Давыдкове не раз. (Подробнее здесь).

При введении губернского правления в 1708 г. Петром I, село Давыдково, города Романов и Ярославль были отнесены к Ингерманландской (Санкт-Петербургской) губернии. Тогда же близ Давыдково через д. Андроники был проложен почтовый тракт от Москвы до Архангельска. Именно этот тракт был родоначальником всех почтовых дорог России. В документах того времени сообща­лось, что почта «ходит по 1-2 раза в неделю, смотря по надобности». Очевидно, именно по этому тракту, через деревню Андроники, проходил с рыбным обозом в Москву юноша, жаждущий науки, Михайло Ломоносов. Много интересного о первом русском императоре можно узнать в Музее Петра, что расположен сегодня в селе Толбухино.

Музей истории Давыдково – села ремесленного

Издревле крестьяне села Давыдкова занимались ремёслами: тканьем холстов, выделкой овчинных шкур и изготовлением изделий из них, кузнечным промыслом. Поэтому уже с XVII века село приобретает торгово-промышленный характер. Крестьяне занимаются торговлей и промыслом, «частью на месте, частью на посаде и на московском рынке».

Так о промыслах крестьян села сообщается в «Топографическом описании» Ярославской губернии (18 век.). «Крестьяне шьют русские сапоги, рукавицы, перчатки, делают серпы и прочий железный товар – всего примерно по цене 50.000 рублей». Изделия из железа сбывали в Ярославль, на Ростовской ярмарке, а также отвозили в Сибирь и Ригу. С конца XVIII века в Давыдкове по пятницам проходили еженедельные торги. И уже при Елизавете Петровне славились давыдковские резчики-каменщики, штукатуры, печники.

Расцвет села Давыдково, вопреки прежним публикациям, начинается уже в XVIII веке, о чем наглядно доказывает Музей истории своими экспонатами. Подтверждает выше названный факт и то, что к XVIII веку относится значительное количество нумизматических находок на территории села. Кстати, именно в XVIII веке в Давыдкове появились две (!) каменные церкви.

Ремесленные инструменты

Музей истории Давыдково. Ремесленные инструменты.

Дальнейшее активное экономическое развитие села Давыдково происходило в XIX – начале XX вв. По-прежнему основным источником благосостояния сельчан были неземледельческие промыслы. Активно развивалась торговля. Село становится крупнейшим торговым центром региона. Сформировались известные ремесленные и купеческие династии. Широкое распространение среди давыдковцев и жителей окрестных деревень получил отхожий промысел. Вместе с отходниками в село приходила новая культура, новые обычаи, новый уклад быта. В XIX веке исследователи отмечают село Давыдково как крупнейшее и многолюдное село уезда.

Картина А. Маковского "Жатва"

Картина А. Маковского “Жатва”

Музей истории Давыдково поведает вам также, что среди промыслов значительное место занимал кузнечный. Так краевед К. Д. Головщиков писал, что в XIX веке в Романово-Борисоглебском уезде «…во многих селениях, и особенно в селе Давыдкове (от Романова в 30 верстах), выделываются различные металлические изделия, и, главным образом, принадлежности для экипажей…».

Производство серпов во второй половине XIX века в селе было массовым, кузницы за селом, по свидетельству краеведа А. Пазухина, тянулись по обе стороны дороги. Причем имелось налаженное разделение труда: в одних мастерских ковали основу серпа, в других – точили, шлифовали, делали зубья на серпе. При заточке серпов применяли “механизацию”. Так большое маховое колесо (от которого шли приводы к точилам) приводилось в движение парой или тройкой лошадей.

По сведениям старожилов, в начале XX века в селе имелось три кузницы, которые принадлежали кузнецам: М. Соколову, Н. Соколову и Реутову.

Традиционным промыслом давыдковцев была выделка кож. В XIX веке в Давыдкове насчитывалось до 5 кожевенных заводов. Конечно, это не были заводы в современном понимании слова. Скорее, кустарные предприятия, на которых зачастую работал сам хозяин и несколько работников. Одним из таких заводов, основанных в 1845 г., был завод купца Творогова. Для битья коры была приспособлена ветряная мельница, для выделки кож стояло 10 чанов. Выделывалось до 200 яловых кож в год. Во второй половине XIX века продукция всех пяти заводов пользовалась хорошим сбытом. В начале XX века в селе было 3 кожевенных завода. В том числе, Кисловых (1913 г.) – у озера, для чего специально был вырыт пруд, отходящий от озера, и построена плотина. О Федоре Кислове – последнем русском гусляре вам расскажет Музей музыкальных инструментов.

Символизм русской печи

Русская печь – это наиболее мифологизированный и символически значимый предмет обихода. Наряду с красным углом и столом, печь является одним из сакральных центров дома. Музей истории демонстрирует классическую русскую печь в центре своего главного зала.

С этой символической точки зрения печная труба — это специфический выход из дома. Он предназначен в основном для сверхъестественных существ и для контактов с ними. Через нее в дом проникали огненный змей и черт. А из него вылетали наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе, и т.п. Потому, заслышав приближение грозы, хозяева заслоняли трубу, чтобы нечистая сила не могла туда спрятаться, и гром не ударил бы в хату.

С этой символической точки зрения печная труба — это специфический выход из дома. Он предназначен в основном для сверхъестественных существ и для контактов с ними. Через нее в дом проникали огненный змей и черт. А из него вылетали наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе, и т.п. Потому, заслышав приближение грозы, хозяева заслоняли трубу, чтобы нечистая сила не могла туда спрятаться, и гром не ударил бы в хату.

Русская печь

Музей истории Давыдково. Русская печь.

Среди женской половины населения было широко распространено вязание, вышивка, швейное дело. Особенно славились давыдковские белошвейки. Мастерицы шили не только одежду, но и изготовляли красивейшие подзоры, салфетки, скатерти. Замечательные образцы этого женского труда имеются в сельском Музее моды. Наш музей истории настоятельно рекомендует там тоже побывать.

Давыдковские белошвейки

Каждый, кто читал «Трех мушкетеров», помнит интригу Арамиса с таинственной «белошвейкой». Но отнюдь не каждый при этом задавался вопросом: а кто такие эти самые белошвейки? Между тем автор книги, Дюма-отец, не понаслышке знал женщин этой профессии. Одна из них даже родила ему сына. Профессия белошвейки родилась во Франции и принесла обществу не только мастериц, но и куртизанок. Белошвейка занималась тем, что шила богатым месье тонкое белье и рубашки. Дамам же — нижние юбки и платья, а также украшала одежду вензелями и кружевами. И всё вручную, естественно. Где Франция, а где Давыдково, спросите вы? Музей истории покажет, что не так и далеко. В Россию профессия белошвейки пришла через дворянские семьи. Белошвейки шили нижнее белье, платья для барышень, плели кружева, вышивали.

Музей истории. Продукция белошвеек..

Музей истории. Продукция белошвеек.

Самостоятельным сей труд стал позже – в XIX веке, когда крепостные получили возможность выкупать свою свободу. Белошвейные мастерские охотно заводили купеческие жены и приехавшие из Европы модистки — француженки и немки. Они шили модные новинки из европейских журналов и открывали дорогие магазины.

В селе Давыдково тоже были свои мастерицы. Причем, настолько умелые, что нижнее женское белье, пошитое их руками, славилось не только в Ярославской губернии. Его охотно выписывали и покупали даже избалованные столичные модницы. Особенно удавались белошвейкам кружевные элементы. Гостям музея обязательно покажут кружевную шаль, которой более 100 лет.

К сожалению, с приходом к власти рабочих и крестьян основными заказчиками для белошвеек стали эти самые представители нового электората. Кальсоны и трусы без кружевных изысков убили творческую составляющую труда белошвеек. И эта профессия быстро канула в лету.

Музей истории и лепной промысел

Музей истории Давыдково особо трепетно хранит всё, что связано с нашими лепщиками. Особенностью здешних мест издавна были отхожие промыслы. Каждый год треть (а иногда и половина) всех работоспособных мужчин уходила из деревни на заработки. Основная часть отходников (до 75%), уходя на заработки, уже не возвращалась к прежним занятиям сельским хозяйством. Местные отходники славились умом, грамотностью, сметкой и трезвостью. Их охотно брали на работу практически везде.

Значительная часть давыдковцев была занята в строительном деле, работали в качестве каменщиков, печников, штукатуров, кровельщиков, плотников и особенно в качестве лепщиков. Эта специальность была наиболее популярна и уважаема среди местных. Она требовала знаний, умения работать по лекалам и редкого художественного чутья. Сами мастера называли и рекламировали себя как специалистов «по лепным работам и штукатурным».

Лепщики села Давыдково дома почти не жили. Приезжали только погостить. Все основное время работали в столице и крупных городах. Лишь только мальчик из семьи лепщика окончит школу, его сразу отправляли в город – к своему родичу, дабы учиться ремеслу,

Музей истории. Лепнина на театре им. Волкова

Музей истории. Лепнина на театре им. Ф. Волкова в Ярославле

Основную массу лепщиков поглощали столицы. Особенно Санкт-Петербург. Во второй четверти XIX века там была известна артель лепщиков во главе с Тимофеем Дылевым. Она состояла в основном из отца и его сыновей. По семейной легенде, впервые Дылевы появились в Санкт-Петербурге при строительстве Исаакиевского собора. Они стали подручными у приглашенных из Италии мастеров – художников и скульпторов. Естественно, многому от них научились. Уже в 1838 году Тимофей Дылев с артелью восстанавливали сгоревшие в 1837 году интерьеры Зимнего дворца.

Золотая гостиная Зимнего Дворца

Музей истории Давыдково. Лепнина Волковского театра.

В 1839 году Дулевыми восстановлено убранство Золотой истиной и Галереи 1812 года. Затем были работы в Новом Эрмитаже и Новом Петергофе, а также во многих других государственных и частных зданиях. Памятником искусству лепщиков Дылевых является небольшой двухэтажный особняк на Обводном канале в Петербурre. Особняк построен в 1849 году известным архитектором А. Монигетти в стиле «необарокко».

Другие лепщики работал в Москве. Музей истории приводит данные о том, что Василий Тумаков и Ефим Лямин украшали Большой театр и храм Христа Спасителя. Лямин был награжден медалью за отделку этого храма. Он же оформлял дома по ул. Кирова (Управление чайной промышленности) и театр Зиминова.

Лепщики из Давыдкова немало потрудились на строительстве и украшении родного Ярославля. После превращения по указу императрицы Екатерины II Ярославля в ryбернский город (1777 г.), фасады административных и общественных зданий украшались в стиле провинциального классицизма – рустами, лопатками, наличниками. Их выполняли в кирпиче и затем отштукатуривали.

Занятие населения лепным промыслом сказались на внешнем облике самого села Давыдково. В 1900 году газета «Северный край» писала в корреспонденции из Давыдкова так. “Наше большое село отличается весьма хорошими для села постройками: много домов каменные, преимущественно двухэтажных, некоторые могли быть украшением и губернского города. Зеркальные стекла и потолки с лепными украшениями говорят не только о богатстве их владельцев, но и о прекрасных способностях самих давыдковцев. Все лепные работы сделаны крестьянами села, которые, занимаясь отхожими промыслами, большей частью в Петербурге в качестве штукатуров, обойщиков и печников, сумели приобрести познания в лепных работах”. Более подробно о лепщиках вам поведает наш экскурсовод, когда вы посетите Музей истории.

Музей истории села торгового

В XIX веке село Давыдково являлось крупнейшим торговым центром Романово-Борисоглебского уезда. И заметным центром торговли всей Ярославской губернии. В 70-e гг. XIX века в селе насчитывалось до 30 лавок. Особенно известны были лавки купца Скородумова. Магазины, лавки и склады стояли по всему селу. Но большинство их было на базарной площади, располагавшейся на месте нынешнего сельского парка. Имелось в селе также несколько чайных и питейных заведений. Трактиры украшали вывески с изображением самоваров, бутылок, разнообразной снеди. А названия они носили и вовсе экзотические: «Париж», «Вена», «Лондон», «Москва». В 70-x rr. XIX века постоянных трактиров в селе было не более 4-5 (некоторые из них даже получали газеты). Остальные же заведения открывались только в базарные дни.

Музей истории. Русский трактир.

Музей истории. Русский трактир.

Еженедельно, по пятницам, в селе проходили торги лесом. Привозили на продажу дрова и бревна, которые активно скупала безлесная сторона. Здесь же шла торговля льном, а также галантереей и припасами. Кроме того, ежегодно с 4 по 6 декабря в Давыдкове бывали ярмарки скота. По свидетельству очевидца, “торговали всем, «начиная с коней-рысаков и заканчивая китайскими фонариками и мячиками на резинке”. Село в эти дни было запружено возами, санями. Уставлено торговыми рядами и увеселительными балаганами. Пекарни, торговые и питейные заведения работали круглые сутки. Ярмарка в селе была выдающимся событием для всей округи.

Кроме традиционных неземледельческих промыслов, крестьяне села Давыдково и соседних райнов занимались животноводством. Свидетельством этого являются многочисленные награды, полученные давыдковцами на российских и губернских сельскохозяйственных выставках.

Очень хвалил краевед П. Критский местных коров и отмечал, что “здесь начинают прививаться маслоделие и сыроварение”. Очевидно, что ярославская порода коров формировалась и на давыдковских лугах. Это подтверждает и словарь Брокгауза и Эфрона, отмечавший в числе главных занятий жителей Давыдкова “разведение скота «ярославской породы”. В 1920-е годы в селе работали сыроваренный и маслодельный заводы кооператива «Рассадник». Музей истории Давыдково поведает своим гостям еще много других интересных деталей о жизни и быте сельчан.

Музей истории Давыдково – это интересно! Музей истории ждёт вас!

Свяжитесь с нами прямо сейчас

Культурно-просветительская общественная организация «Село Толбухино – наша история» занимается организацией экскурсий по старинному селу Давыдково (Толбухино), его музеям, а также отдыхом для всей семьи.

Александр Григорьевич Лизунов – руководитель организации

Анастасия Леонидовна Кравченко – зам. руководителя административной группы

Ольга Кирилловна Байдарова – старший экскурсовод

Закажите экскурсию по селу Толбухино

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.