Первое письменное свидетельство существования села Давыдково датировано 1578 годом. Именно тогда о нём упоминал в своей грамоте царь Иван Васильевич IV Грозный (подробнее здесь). Следующий документ относится уже к XVII веку. Это челобитная помещика Викентьева от 26 мая 1653г. царю Алексею Михайловичу с жалобой на крестьян села Давыдково, напавших на его вотчинную деревню. То был период смут и бунтарства, которые не обошли стороной и здешние места. В жалобе был названи конкретный инициатор нападения: “твоего государева дворцового села Давыдкова крестьянин разбойник и зажигальщик Ивашко Серой”. Злодей был пойман и под пыткой выдал всех своих сообщников. Во время нападения тати сожгли избу с крестьянской семьей, отобрали лошадей, коров, овец. А также иное имущество, чем нанесли помещику ущерб, по его словам, на 765 с половиной рублей.
Крестьянский бунт на Руси
Музей истории Давыдково расскажет гостям о том, что в конце XVII – начале XVIII века, по сведениям краеведа П. А. Критского, «в Давыдкове проездом в Архангельск останавливался Петр Великий, который подарил в Воскресенскую церковь напрестольный крест с частицами мощей. Крест этот хранился в церкви, как святыня». Также по некоторым сведениям Петр I бывал в Давыдкове не раз. (Подробнее здесь).
При введении губернского правления в 1708 г. Петром I, село Давыдково, города Романов и Ярославль были отнесены к Ингерманландской (Санкт-Петербургской) губернии. Тогда же близ Давыдково через д. Андроники был проложен почтовый тракт от Москвы до Архангельска. Именно этот тракт был родоначальником всех почтовых дорог России. В документах того времени сообщалось, что почта «ходит по 1-2 раза в неделю, смотря по надобности». Очевидно, именно по этому тракту, через деревню Андроники, проходил с рыбным обозом в Москву юноша, жаждущий науки, Михайло Ломоносов. Много интересного о первом русском императоре можно узнать в Музее Петра, что расположен сегодня в селе Толбухино.
Дальнейшее активное экономическое развитие села Давыдково происходило в XIX – начале XX вв. По-прежнему основным источником благосостояния сельчан были неземледельческие промыслы. Активно развивалась торговля. Село становится крупнейшим торговым центром региона. Сформировались известные ремесленные и купеческие династии. Широкое распространение среди давыдковцев и жителей окрестных деревень получил отхожий промысел. Вместе с отходниками в село приходила новая культура, новые обычаи, новый уклад быта. В XIX веке исследователи отмечают село Давыдково как крупнейшее и многолюдное село уезда.
Картина А. Маковского “Жатва”
Музей истории Давыдково поведает вам также, что среди промыслов значительное место занимал кузнечный. Так краевед К. Д. Головщиков писал, что в XIX веке в Романово-Борисоглебском уезде «…во многих селениях, и особенно в селе Давыдкове (от Романова в 30 верстах), выделываются различные металлические изделия, и, главным образом, принадлежности для экипажей…».
Производство серпов во второй половине XIX века в селе было массовым, кузницы за селом, по свидетельству краеведа А. Пазухина, тянулись по обе стороны дороги. Причем имелось налаженное разделение труда: в одних мастерских ковали основу серпа, в других – точили, шлифовали, делали зубья на серпе. При заточке серпов применяли “механизацию”. Так большое маховое колесо (от которого шли приводы к точилам) приводилось в движение парой или тройкой лошадей.
По сведениям старожилов, в начале XX века в селе имелось три кузницы, которые принадлежали кузнецам: М. Соколову, Н. Соколову и Реутову.
Традиционным промыслом давыдковцев была выделка кож. В XIX веке в Давыдкове насчитывалось до 5 кожевенных заводов. Конечно, это не были заводы в современном понимании слова. Скорее, кустарные предприятия, на которых зачастую работал сам хозяин и несколько работников. Одним из таких заводов, основанных в 1845 г., был завод купца Творогова. Для битья коры была приспособлена ветряная мельница, для выделки кож стояло 10 чанов. Выделывалось до 200 яловых кож в год. Во второй половине XIX века продукция всех пяти заводов пользовалась хорошим сбытом. В начале XX века в селе было 3 кожевенных завода. В том числе, Кисловых (1913 г.) – у озера, для чего специально был вырыт пруд, отходящий от озера, и построена плотина. О Федоре Кислове – последнем русском гусляре вам расскажет Музей музыкальных инструментов.
Среди женской половины населения было широко распространено вязание, вышивка, швейное дело. Особенно славились давыдковские белошвейки. Мастерицы шили не только одежду, но и изготовляли красивейшие подзоры, салфетки, скатерти. Замечательные образцы этого женского труда имеются в сельском Музее моды. Наш музей истории настоятельно рекомендует там тоже побывать.
Давыдковские белошвейки
Каждый, кто читал «Трех мушкетеров», помнит интригу Арамиса с таинственной «белошвейкой». Но отнюдь не каждый при этом задавался вопросом: а кто такие эти самые белошвейки? Между тем автор книги, Дюма-отец, не понаслышке знал женщин этой профессии. Одна из них даже родила ему сына. Профессия белошвейки родилась во Франции и принесла обществу не только мастериц, но и куртизанок. Белошвейка занималась тем, что шила богатым месье тонкое белье и рубашки. Дамам же — нижние юбки и платья, а также украшала одежду вензелями и кружевами. И всё вручную, естественно. Где Франция, а где Давыдково, спросите вы? Музей истории покажет, что не так и далеко. В Россию профессия белошвейки пришла через дворянские семьи. Белошвейки шили нижнее белье, платья для барышень, плели кружева, вышивали.
Музей истории. Продукция белошвеек.
Самостоятельным сей труд стал позже – в XIX веке, когда крепостные получили возможность выкупать свою свободу. Белошвейные мастерские охотно заводили купеческие жены и приехавшие из Европы модистки — француженки и немки. Они шили модные новинки из европейских журналов и открывали дорогие магазины.
В селе Давыдково тоже были свои мастерицы. Причем, настолько умелые, что нижнее женское белье, пошитое их руками, славилось не только в Ярославской губернии. Его охотно выписывали и покупали даже избалованные столичные модницы. Особенно удавались белошвейкам кружевные элементы. Гостям музея обязательно покажут кружевную шаль, которой более 100 лет.
К сожалению, с приходом к власти рабочих и крестьян основными заказчиками для белошвеек стали эти самые представители нового электората. Кальсоны и трусы без кружевных изысков убили творческую составляющую труда белошвеек. И эта профессия быстро канула в лету.
Музей истории села торгового
В XIX веке село Давыдково являлось крупнейшим торговым центром Романово-Борисоглебского уезда. И заметным центром торговли всей Ярославской губернии. В 70-e гг. XIX века в селе насчитывалось до 30 лавок. Особенно известны были лавки купца Скородумова. Магазины, лавки и склады стояли по всему селу. Но большинство их было на базарной площади, располагавшейся на месте нынешнего сельского парка. Имелось в селе также несколько чайных и питейных заведений. Трактиры украшали вывески с изображением самоваров, бутылок, разнообразной снеди. А названия они носили и вовсе экзотические: «Париж», «Вена», «Лондон», «Москва». В 70-x rr. XIX века постоянных трактиров в селе было не более 4-5 (некоторые из них даже получали газеты). Остальные же заведения открывались только в базарные дни.
Музей истории. Русский трактир.
Еженедельно, по пятницам, в селе проходили торги лесом. Привозили на продажу дрова и бревна, которые активно скупала безлесная сторона. Здесь же шла торговля льном, а также галантереей и припасами. Кроме того, ежегодно с 4 по 6 декабря в Давыдкове бывали ярмарки скота. По свидетельству очевидца, “торговали всем, «начиная с коней-рысаков и заканчивая китайскими фонариками и мячиками на резинке”. Село в эти дни было запружено возами, санями. Уставлено торговыми рядами и увеселительными балаганами. Пекарни, торговые и питейные заведения работали круглые сутки. Ярмарка в селе была выдающимся событием для всей округи.
Кроме традиционных неземледельческих промыслов, крестьяне села Давыдково и соседних райнов занимались животноводством. Свидетельством этого являются многочисленные награды, полученные давыдковцами на российских и губернских сельскохозяйственных выставках.
Очень хвалил краевед П. Критский местных коров и отмечал, что “здесь начинают прививаться маслоделие и сыроварение”. Очевидно, что ярославская порода коров формировалась и на давыдковских лугах. Это подтверждает и словарь Брокгауза и Эфрона, отмечавший в числе главных занятий жителей Давыдкова “разведение скота «ярославской породы”. В 1920-е годы в селе работали сыроваренный и маслодельный заводы кооператива «Рассадник». Музей истории Давыдково поведает своим гостям еще много других интересных деталей о жизни и быте сельчан.
Музей истории Давыдково – это интересно! Музей истории ждёт вас!